Кыргыз Республикасынын билим берүү жана илим министрлиги

Мектеп билим берүүсүндѳгү гендердик теңдик жана басмырлоого жол бербѳѳ

Билим берүү кызматкерлеринин чеберчилигин жогорулатуучу дистанттык курсу


Концепция

Устойчивые к насильственному мировоззрению сообщества



  Справочная информация
  Молодые женщины и мужчины, девочки и мальчики в Кыргызстане подвергаются риску экстремистских идеологий, построенных на национальной или религиозной розни. Низкий уровень доверия к государству, неудовлетворенность услугами, чувство этнической разобщённости, которое совпадает с поиском идентичности среди молодежи, являются ключевыми факторами распространения идеологий, основанных на насилии. Уязвимость к насильственному экстремизму увеличивается в контексте большого недовольства коррупцией, безработицы среди молодежи и чувства изолированности. Традиционно, аналитики замечали, что подростки и молодые люди в целом становятся лёгкой мишенью для мобилизации насилия и часто служат орудием в руках зачинщиков конфликтов. Более высокая восприимчивость молодёжи к насильственным идеологиям также очевидна из-за большого количества молодых людей в возрасте 20-22 лет, которые уехали из Кыргызстана воевать на Ближний Восток согласно данным Министерства внутренних дел.
  Недостаточный уровень образования может привести к тому, что молодежь не сможет противостоять и оспаривать послания тех, кто пропагандирует насилие. Слабые стандарты обучения и большее внимание заучиванию наизусть, нежели развитию функциональной грамотности и гражданских компетенций (таких как критическое мышление, самоанализ и коммуникация) ограничивают способность молодых людей противостоять пропаганде насилия. Эта ситуация, осложненная отсутствием структурного трудоустройства, ограниченными социальными возможностями или возможностями для положительного вовлечения в жизнь сообщества и общества в целом – создает почву для радикализации.

  Цели проекта
  Целью проекта является обеспечение противостояния сообществ идеологиям, пропагандирующим насилие и манипуляции общественным сознанием, включая идеологии, использующие вероисповедание, через образование, расширение прав и возможностей и диалог. Гражданское воспитание улучшит навыки социальной активности и гражданскую компетенцию для повышения личного потенциала в принятии важной позиции относительно радикальных идей и поддержки горизонтального социального единства на уровне сообществ. Основываясь на прогрессе, достигнутом в многоязычном образовании, проект будет содействовать расширению общественной поддержки разнообразия и инклюзивного общества через обмен опытом, обсуждения и обмен доказательствами.
  Поощрение молодых женщин и мужчин руководить вопросами и решать вопросы относительно вербовки является одной из основных стратегий для снижения уязвимости к насильственным идеологиям, так как это также усилит их чувство принадлежности к сообществу и обеспечит среду, в которой они могут полностью реализовать свой потенциал и возможности. Лица, формирующие общественное мнение, будут повышать осведомленность и продвигать ненасильственные формы вовлечения и участия посредством онлайн- и офлайнплатформ.

  Проектные результаты и индикаторы “ООН-женщины”
  Воздействие 1: Мужчины и женщины, мальчики и девочки в целевых сообществах критически оценивают идеологии, пропагандирующим насилие, у них появится чувство большей принадлежности к своим сообществам, в то время как они участвуют в местном развитии и диалогах в целях предотвращения насильственного экстремизма (ПНЭ)
  Индикатор 1 a: Пропорция молодых людей, подростков и женщин в целевых районах, которые отмечают усиленное чувство принадлежности к сообществу;
  Индикатор 1 б: % молодых людей и женщин в целевых сообществах, которые вовлечены в работу с местными властями и в целях местного развития и ПНЭ;
  Индикатор 1 в: % студентов, которые улучшили свои знания, навыки и гражданские компетенции в результате принятия участия в программах гражданского образования и внеклассных мероприятиях.

  Промежуточный результат 1.1: Молодежь, подростки и женщины в целевых сообществах получают гражданские навыки в школах, дома и сообществе
  Индикатор 1.1.1. Количество подростков и молодежи с улучшенной информированностью о ненасильственной культуре и гражданских компетенциях в средних школах, светских и религиозных учреждениях после выпуска материалов и тренинга для учителей
  Индикатор 1.1.2. Количество подростков и молодежи в многоязычных школах с улучшенной информированностью о ненасильственной культуре и гражданских компетенциях в средних школах, светских и религиозных учреждениях после диалога по многоязычию и разнообразию, а также радикализации в их сообществе

  Проектные задачи в рамках Результата 1.1
  Проектная задача 1.1.1. Разработка материалов по обучению ненасильственной культуре и гражданским компетенциям, с учетом возрастных и гендерных аспектов в светских и религиозных образовательных учреждениях на уровне средних школ (ООН Женщины, ЮНФПА, ЮНИСЕФ)
  Мероприятие 1.1.1.1: Содержательное сопровождение консультаций для обзора методологии по антидискриминационной (включая аспекты поликультурного развития) и гендерной экспертизе проектов образовательных стандартов, программ и УМК
  Под руководством МОиН, при поддержке ООН и партнеров по развитию, была создана группа экспертов для разработки методологии по антидискриминационной (включая аспекты поликультурного развития) и гендерной экспертизы проектов образовательных стандартов, программ и УМК. Ответственная сторона окажет техническую поддержку группе экспертов в организации расширенных консультаций с основными заинтересованными сторонами, в том числе и по содержательной части на соответствие методологии принципам гендерного равенства, уважения и терпимости к разнообразию и чувствительности к конфликтам.
  Ожидаемые результаты:
  Отчет по содержательному вкладу в доработку методологии по антидискриминационной (включая аспекты поликультурного развития) и гендерной экспертизе проектов образовательных стандартов, программ и УМК

  Мероприятие 1.1.1.2: Повышение квалификации по вопросам проведения антидискриминационной и гендерной экспертизы и включение гендерных аспектов в разработку учебных материалов в системе школьного образования для авторов стандартов, программ, УМК и учителей
  Ответственная Сторона разработает и апробирует обучающий модуль по вопросам антидискриминационной и гендерной экспертизы и включения гендерных аспектов в разработке учебных материалов для сотрудников системы среднего школьного образования. Данный модуль должен обеспечить информирование участников о принципах позитивного отражения гендерного равенства в текстах и иллюстрациях соответствующих материалах; отсутствия стереотипов и дискриминации в представлении полов, а также представление информации, вопросов и заданий, направленных на разрушение негативных стереотипов в разработке обучающих материалов. Как часть тренингового модуля, будет подготовлен перечень определенных вопросов, который обозначит критерии для оценки разработанных материалов на предмет соответствия принципам гендерного равенства, толерантности и инклюзии.
  После завершения разработки обучающего модуля, будет проведен тренинг для тренеров для сотрудников МОиН, КАО, РИПКиППР, групп авторов и разработчиков образовательных стандартов и обучающих материалов. Во время тренингов, авторы и разработчики стандартов, программ и УМК получат ряд навыков и компетенций по гендерному равенству, толерантности и социальной инклюзии, для предотвращения воспроизводства гендерных и других дискриминационных стереотипов в разработке обучающих материалов.
  Ответственная сторона проведет до четырех трехдневных тренинга по учебному модуля, один для МОиН и КАО, один для РИПКиППР; один для группы авторов; и один тренинг для группы учителей из выбранных муниципалитетов, занимающихся пилотированием учебных материалов. В общей сложности будут охвачены до 100 участников. На основе пилотирования тренингового модуля будут собраны и задокументированы извлеченные уроки и рекомендации для его улучшения. Затем модуль будет доработан и представлен МОиН для утверждения как часть программы повышения квалификации для работников сектора образования. На основе пилотирования тренингового модуля будут собраны и задокументированы извлеченные уроки и рекомендации для его улучшения. Затем модуль будет доработан и представлен МОиН для утверждения как часть программы повышения квалификации для работников сектора образования.
  Ожидаемые результаты:
  • Учебный модуль по вопросам антидискриминационной, гендерной экспертизы и учета гендерной проблематики в разработке учебных материалов для укрепления потенциала работников сектора образования принят и утвержден «ООН-женщины»
  • Четыре трехдневных тренинга по учебному модулю проведены, один для МОиН и КАО, один для РИПКиППР; один для группы авторов; и один для группы учителей из целевых муниципалитетов, занимающихся пилотированием учебных материалов, в общей сложности до 100 участников
  • Отчет о проведенных тренингах утвержден «ООН-женщины»

  Мероприятие 1.1.1.3: Провести обзор обучающих материалов предметной области «Социальная»
  Ответственная Сторона проведет гендерную экспертизу обучающих материалов (согласно выборке) на основе разработанной методологии по антидискриминационной и гендерной оценке предметной области «Социальная» (предварительно для 5-9 классов) на кыргызском, русском и узбекском языках. Экспертиза учебников должна обеспечить позитивное отражение принципов и ценностей гендерного равенства, социальной инклюзии, толерантности и прав человека в разработанных материалах. Ответственная Сторона проведет обзор до 10 учебников и методических материалов. Точное количество и название учебников будет определено после завершения выборки учебников для оценки (к марту / апрелю 2019 года).
  Ожидаемые результаты:
  • Оценка не менее 10 учебников и методических комплексов согласно методологии по антидискриминационной и гендерной экспертизе
  • Заключение проведенной гендерной экспертизы по каждому учебнику/ учебному материалу
  Отчёт по результатам оценки УМК с рекомендациями подготовлен и утвержден «ООН-женщины»

  Проектная задача 1.1.2: Повышение потенциала сотрудников системы образования для фасилитации обучения ненасильственной культуре и гражданским компетенциям в средних школах и профессионально-технических училищах и в медресе.
  Мероприятие 1.1.2.1: Провести оценку потребностей РИПКиППР по обучающим методикам для усиления гражданских компетентностей в средних школах
  Ответственная сторона проведет оценку потребностей РИПКиППР для выявления существующих пробелов в методике преподавания предмета «Граждановедение», и выяснения, в какой степени принципы гендерного равенства, уважения и терпимости к разнообразию и чувствительности к конфликтам интегрированы в существующие методики преподавания. Ответственная сторона разработает методологию для оценки потребностей на основе анализа существующих модулей РИПКиППР по усилению гражданских компетентностей учащихся средних школ, разработает инструменты для сбора данных, включая вопросы для интервью/ дискуссий в фокус группах. Методология должна будет представлена для утверждения “ООН-женщины”. В последующем, Ответственная сторона проведет сбор данных на основе интервью и дискуссий в фокус группах с сотрудниками РИПКиППР, учителями и предоставит отчет с рекомендациями и практическим руководством по методикам преподавания для укрепления гражданских компетентностей учащихся средних школ. Результаты оценки потребностей будут использованы для подготовки обучающего модуля для учителей предмета «Граждановедение» по гендерно-чувствительным и инклюзивным методикам преподавания, разработанным в рамках Мероприятия 1.1.2.2.
  Ожидаемые результаты:
  • Методология и инструменты для проведения оценки потребностей РИПКиППР по методикам преподавания программы предмета «Граждановедение» приняты и утверждены «ООН-женщины»
  • Отчет, по проведенной оценке, с рекомендациями подготовлен и утвержден «ООН-женщины»
  Мероприятие 1.1.2.2: Разработка и апробация тренингового модуля по обучающей методике через призму гендерного равенства, уважения, толерантности к многообразию, конфликтной чувствительности для педагогов предмета «Граждановедение» в средних школах
  Ответственная сторона в сотрудничестве РИПКиППР разработает и апробирует тренинговый модуль для учителей предмета «Граждановедение» в средних школах по гендерно чувствительным и инклюзивным методикам преподавания для укрепления гражданских компетентностей учащихся. На основе разработанного модуля Ответственная сторона проведет тренинг для тренеров сотрудникам РИПКиППР (около 25 участников). После этого Ответственная сторона поддержит проведение тренинга сотрудниками РИПКиППР для учителей из списка школ в целевых муниципалитетах, один тренинг в южном регионе, другой на севере Кыргызстана для 50 учителей (вопросники пре и пост-тестов тренингов, программа тренинга должны быть подготовлены, и одобрены «ООН-женщины»).
  Затем модуль будет апробирован среди школьников в следующем учебном году в сентябре 2019 года, в течение двух месяцев. Во время апробации модуля в школах Ответственная сторона должна провести, по крайней мере, один выезд в каждый из 11 муниципалитетов, работать с учителями, и обеспечить чтобы каждый учитель обучил и документировал повышенную осведомленность о ненасильственной культуре, гендерном равенстве и инклюзии не менее 40 учащихся (тем самым предусматривается охват 2000 учеников 50 обученными учителями). Для этого должны быть введены вопросники до и после теста, предварительно согласованные с «ООН-женщины». После этого, основываясь на собранных комментариях и отзывах сотрудников РИПКиППР и школьных учителей, Ответственная сторона доработает модуль для учителей, который будет передан РИПКиППР как рекомендованный ресурсный материал для учителей предмета «Граждановедение».
  Ожидаемые результаты:
  • Тренинговый модуль для учителей предмета «Граждановедение» в средних школах по гендерно чувствительным и инклюзивным методикам преподавания разработан в сотрудничестве РИПКиППР, и принят «ООН-женщины»
  • ТОТ-тренинг для сотрудников РИПКиППР (около 25 участников) по разработанному модулю проведен и отчет о тренинге принят «ООН-женщины»
  • Отчет о проведенных тренингах сотрудниками РИПКиППР для учителей из списка школ в целевых муниципалитетах принят и утвержден «ООН-женщины». Один тренинг будет проходить в южном регионе, другой на севере Кыргызстана для 50 учителей в общем
  • Проведена оценка знаний сотрудников РИПКиППР, и учителей, обученных РИПКиППР посредством пре и пост-теста тренингов, вопросники которых предварительно должны быть утверждены “ООН-ЖЕНЩИНЫ» (показатель: % повышения знаний среди сотрудников из РИПКиППР и учителей из целевых школ по вопросам гендерного равенства, терпимости и ненасильственной культуры. целевой показатель: 50% повышения знаний по сравнению с исходными показателями
  • Отчет об апробации методики преподавания учителями предмета «Граждановедение» начиная с сентября 2019 года в течении двух месяцев (или одной четверти) принят «ООН-женщины» (каждый учитель должен обучить и представить отчет по повышению осведомленности не менее 40 учеников по вопросам ненасильственной культуры и укрепления гражданских компетенций)
  • Проведена оценка знаний учеников посредством пре и пост-теста после апробации методики обучения, вопросники которых предварительно должны быть утверждены “ООН-женщины» (показатель: количество учеников, которые повысили осведомленность о ненасильственной культуре, гендерном равенстве и инклюзивности и как их продвигать, целевой показатель: 2000 школьников (дезагрегированные по признаку пола), с 50 учителями, из которых каждый обучит 40 учащихся)
  • Отчет с комментариями сотрудников РИПКиППР и учителей по методике преподавания представлен, и тренинговый модуль соответственно доработан и утвержден «ООН-женщины»

Контакттар

Фонд поддержки образовательных инициатив
Адрес: 720005, Бишкек, ул Суванбердиева 11
тел: +996 312 51 16 66
email: office@edufeis.org

UN Women Kyrgyzstan Country Office
Bishkek, Kyrgyzstan
Office: +996 312 98 80 16
Email: Kyrgyzstan.staff@unwomen.org